Три популярных мифа об авиации

Считается, что самолёт — самый безопасный вид транспорта. Это не раз доказывала статистика. Между тем, поднимаясь на борт воздушного судна, мы всякий раз переживаем, будет ли перелёт спокойным. Особо впечатлительных заботит масса вопросов, в том числе технического характера. Пресс-служба Московского авиационного института (МАИ) задала самые популярные из них доценту кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов», кандидату технических наук Михаилу Тяглику, чтобы развеять устоявшиеся мифы.

Тяглик Михаил Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры 106 МАИ «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов»
Тяглик Михаил Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры 106 МАИ «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов»

Михаил Сергеевич, правда ли, что пассажир не почувствует отказа двигателя во время перелёта? Насколько это безопасно?

— Всё зависит от конкретных обстоятельств, но в большинстве случаев пассажир ничего не почувствует.

Так, например, если двигатель отказал на взлётном режиме, возникает сила, разворачивающая самолёт в сторону, где находится отказавший двигатель, и лётчик просто парирует этот разворот. Пассажир этого не ощущает.

Находясь на борту самолёта, об отказе двигателя можно догадаться лишь по нескольким признакам: если пассажир видит разрушение каких-либо элементов оборудования, густой дым из сопла, языки пламени. Или если воздушное судно вдруг заходит на посадку не по расписанию, горит табло с просьбой пристегнуть ремни, и стюарды оперативно убирают лишние вещи. При этом даже в такой нештатной ситуации бояться нечего — самолёт может спокойно совершить посадку и с одним исправным двигателем.

Правда ли, что во время полёта крылья самолёта могут согнуться? Насколько это опасно?

— Действительно, крыло спроектировано так, что изгибается под действием аэродинамических нагрузок. На самолётах даже аэродинамические рули выполнены из нескольких секций — для того, чтобы обеспечить беспрепятственный изгиб консолей крыла.

Сделать такую конструкцию, как крыло, абсолютно жёсткой не представляется возможным. Поэтому все изгибы и деформации предсказуемы и рассчитаны с учётом возможных условий эксплуатации. У больших самолётов на режиме крейсерского полёта допускается перемещение законцовок крыла до 1,5 метра. Пассажиру в данном случае не о чем переживать.

Давайте рассмотрим ещё один экстренный случай: посадка на воду. Правда ли, что самолёт может держаться на плаву до 40 минут, за которые реально провести полную эвакуацию?

— Да, самолёты могут находиться на плаву достаточно долгое время. Известны случаи, когда воздушное судно, совершившее посадку на воду, находилось на плаву более пяти часов.

Плавучесть самолёта обеспечивается тем, что многие его элементы — салон, топливные баки, пневмосистемы и так далее — герметичны, а через швы оставшихся негерметичных элементов вода поступает очень медленно. За то время, пока самолёт держится на воде, действительно можно провести полную и безопасную эвакуацию.

Если рассуждать, какой конкретно самолёт и сколько сможет продержаться на плаву, то это всё же сложно прогнозировать. Решающими факторами являются способ приводнения и то, насколько сильно повредятся конструкции самолёта при аварийной посадке. Причём тяжесть повреждения конструкции может зависеть не только от мастерства пилотов, но и от характера отказа систем, интенсивности волнения водной поверхности и ветровой обстановки.

Ну и, конечно, продолжительность нахождения самолёта на плаву зависит, в частности, от действий персонала и пассажиров. Так, например, при чрезвычайном происшествии в 2009 году авиалайнера Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, которое впоследствии назвали «Чудо на Гудзоне» (англ. Miracle on the Hudson), некто в панике открыл одну из задних дверей самолёта, и салон начал быстро наполняться водой. В итоге эвакуацию успели провести через аварийные выходы, расположенные над крылом, — гибели людей удалось избежать.

Источник: пресс-служба Московского авиационного института