Правда о причинах аварийной посадки Ту-154 в Ижме
Многие до сих пор помнят серьёзный авиационный инцидент, произошедший в сентябре 2010 года с авиалайнером Ту-154М авиакомпании «Алроса». Тогда на борту самолёта произошла полная потеря электропитания, и экипажу удалось произвести вынужденную посадку лайнера в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми). К счастью, обошлось без жертв, и никто из находившихся на борту людей не пострадал.
Тогда всё закончилось благополучно: экипаж получил из рук президента России Дмитрия Медведева государственные награды, а самолёт после замены двигателей был перегнан в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор». Однако всё ли было правильным в действиях экипажа в том полёте? Что стало следствием возникновения инцидента? Свою оценку ситуации тех лет даёт герой России, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, кавалер ордена Мужества Рубен Есаян, который по долгу службы занимался перегоном с посадочной площадки Ижма самолёта Ту-154М и знаком со всеми деталями инцидента не понаслышке.
Видеозапись на портале YouTube с выступлением Рубена Есаяна можно просмотреть по этой ссылке, ниже представлена текстовая расшифровка его выступления, в котором он подверг критике действия бортинженера Рафика Каримова, повлёкшие за собой сбой в работе электрооборудования Ту-154М и аварийную посадку в Ижме.
В общем итоге они сами себе создали «будь здоров» ситуацию. К счастью, им просто повезло. По одной простой причине — я сейчас объясню, и вы со мной согласитесь.
Они выполняли полёт, шли на Москву…
Вы расположение экипажа в Ту-154М представляете? В этом самолёте бортинженер сидит отдельно, сзади от остального экипажа, и в руководстве по лётной эксплуатации сказано, что через каждые 25-30 минут полёта командир корабля должен повернутся, посмотреть, чем занят бортинженер. Так вот выясняется, что бортинженер 58 минут спит. Представляете, да?
В Ту-154 система постоянного тока состоит из четырёх аккумуляторов — два по правому борту и два по левому. Так вот, он через 58 минут просыпается, смотрит: панель АЗС (автоматов защиты сети) выбило и горит красная лампочка, что отключился один из аккумуляторов по борту.
Что делает бортинженер? Он снова включает этот аккумулятор, но автоматика снова отключает его. Он снова включает… Вы поняли, да? Явно наблюдается какая-то неисправность с аккумулятором — куда же ты его дальше включаешь?! В общем, он «довключался» до того, что второй аккумулятор по борту тоже стал отключаться. Кто водит машину, тот знаком с термином «аккумулятор закипел». Так и тут. По авиационной терминологии произошёл так называемый тепловой разгон аккумуляторов — одного и второго по одному борту. Как следствие, часть приборов в самолёте стала выключаться. В этот момент остальной экипаж всколыхнулся, заметил проблему и стал спрашивать бортинженера: «Что такое? Что происходит c машиной?». А он, не долго думая, берет и подключает неисправный правый борт (который замкнутый) к левому борту, в результате чего начинают «закипать» остальные аккумуляторы и отключаются все остальные приборы.
Принимают решение садиться. Выскакивают из-под облаков, увидели реку — первоначально они хотели осуществить приводнение. И тут они случайно заметили «полоску» взлётной полосы аэропорта Ижмы — боженька поднёс им эту полоску, я так считаю. Начали заходить на посадку, но с такими отказами не выходят закрылки, механизация не работает, и им пришлось заходить на «чистом крыле». При этом экипажу сильно повезло (опять боженька помог), что они попали в просеку и не было мощного леса — иначе их сильно бы помяло.
В общем, такая картина. Повторюсь, что экипажу этого Ту-154М сильно повезло.
Не дождавшись решения комиссии, по просьбе «трудящихся», как я выражаюсь, им выдали правительственные награды, и в процессе разбора действий экипажа в этом полёте была поставлена точка. Даже бортинженер, которого, я извиняюсь за выражение, надо было гнать поганой метлой, получил Орден Мужества.
В заключение хочу сказать, что выпуск Ту-154 для своего времени был большой шаг для гражданской авиации Советского союза. Да, самолёт был строгий в управлении и поведении, но он был современный для своего времени.
См. также: три популярных мифа об авиации