Российский электромобиль «Атом»: особенности кузова и безопасность
О разрабатываемом отечественными специалистами электрокаре «Атом» мы рассказывали ранее. Тогда речь шла о прототипе транспортного средства. Теперь же стало известно о завершении первой стадии дорожных испытаний электромобиля на полигонах и дорогах общего пользования, а также о доработках положенных в его основу кузовных элементов и конструкций. Ниже представлена информация технического характера, которая может быть интересна тем, кто следит за развитием российского электромобиля и его подготовкой к серийному производству.
Конструкция кузова «Атома» разработана с учётом высоких требований безопасности как для пассажиров, так и для пешеходов. При изготовлении кузова используются пять различных материалов (высокопрочная сталь класса PHS для горячей штамповки, улучшенная высокопрочная сталь AHSS, высокопрочная низколегированная сталь HSLA, мягкая высокоуглеродистая сталь MILD и алюминий), которые обладают разными свойствами: прочностью и мягкостью. Это необходимо для устойчивости к ударам и гашения кинетической энергии.
При проектировании кузова «Атома» разработчики ориентировались на российские (ТР ТС), европейские (UN ECE R) и китайские сертификационные требования, а также рейтинги безопасности ARCAP, C-NCAP и ENCAP.
С целью соответствия современным нормам в производстве силовых элементов каркаса кузова машины задействована технология горячей штамповки. Её используют для изготовления деталей сложной формы с высокой прочностью. Изделие, созданное с применением горячей штамповки, легче и в три раза прочнее, чем аналогичная деталь обычной штамповки. Это позволяет создавать элементы кузова, которые обеспечивают необходимый уровень пассивной безопасности, а также улучшают общие характеристики автомобиля.
Для защиты водителя при фронтальном ударе задействована система лонжеронов, которая гасит энергию. Передняя часть автомобиля имеет особую конструкцию, минимизирующую урон для пешеходов при возможном наезде, а для обеспечения безопасности пассажиров «Атома» используется «клетка» из стали высокой прочности и силовых элементов каркаса кузова.
Для обеспечения безопасности при боковом ударе центральная стойка интегрирована в двери. Замки дверей расположены на порогах, а створки дополнительно замыкаются друг с другом. Основную нагрузку при боковом ударе принимают на себя усиленные пороги и двери. Балка порога электромобиля имеет запатентованную конструкцию и структуру в поперечном сечении, а внешняя часть профиля имеет трапециевидную форму, которая нужна для погашения энергии удара. Основная задача порогов — предотвратить повреждения и защитить батарею от разрушения. В совокупности такая конструкция сохраняет жизненное пространство внутри салона и обеспечивает необходимую жёсткость кузова.
Для защиты от коррозии практически все элементы кузова «Атома» будут подвергаться оцинковке с обеих сторон. Дополнительно будет применяться технология нанесения катафорезного грунта и обработка скрытых полостей кузова воском.
Запуск серийного производства «Атомов» планируется в середине 2025 года. Более подробные сведения о транспортном средстве представлены на официальном сайте проекта atom.auto.