От винта! Десять фактов об автожире
Об автожирах — сверхлёгких летательных аппаратах — сказано и написано многое. Но всё ли мы знаем об этой авиационной технике? Ниже приведены десять любопытных фактов о таких устройствах.
1. Название «автожир» образовано от греческих слов αύτός («сам») и γύρος («круг»). Также подобные летательные аппараты именуют гирокоптерами (англ. gyrocopter) или гиропланами (англ. gyroplane).
2. Автожир был изобретён в 1920 году испанским инженером Хуаном де ла Сиерва (Juan de la Cierva). Первый советский автожир был построен в 1929 году Николаем Камовым, тем самым, который впоследствии возглавил авиаконструкторское бюро и под руководством которого увидели свет знаменитые вертолёты «Ка».
3. Внешне автожир напоминает вертолёт, однако принцип работы и механика полёта гироплана отличаются. Главное отличие: у автожира несущий винт (ротор) в полёте приводится в действие не двигателем, как у вертолёта, а набегающим потоком воздуха. Несущий винт, по сути, выполняет функцию крыла — он создаёт подъёмную силу и в полёте наклонён назад против потока, подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки.
4. Принцип свободного вращения (авторотации) несущего винта не позволяет автожиру зависать на месте или подниматься строго вертикально, как это делает вертолёт. Как следствие, для подъёма автожира в воздух необходима взлётная площадка для разбега и раскрутки ротора. Во многих современных автожирах имеется система принудительной раскрутки несущего винта перед взлётом — это позволяет сократить длину разбега до 30 метров.
5. Кроме несущего ротора, автожир обладает ещё и тяговым винтом (пропеллером), который приводится двигателем постоянно и сообщает автожиру горизонтальную скорость.
6. В случае отказа тягового мотора или возникновения других проблем (кончилось топливо) автожир будет плавно спускаться вниз на авторотации. Это делает его одним из самых безопасных летательных аппаратов.
7. Существуют одно-, двух-, трёх- и даже четырёхместные модели автожиров, как с открытыми, так и закрытыми кабинами. Стартовая цена таких аппаратов начинается от 43 тысяч долларов США.
8. Крейсерская (она же комфортная) скорость полёта большинства современных моделей автожиров составляет 120 км/ч, максимальная — около 180 км/ч. В зависимости от ёмкости топливных баков и полезной нагрузки дальность полёта достигает 400-500 километров.
9. Самыми массовыми в последние годы являются автожиры немецкой компании AutoGyro. В России разработкой таких летательных аппаратов занимаются несколько фирм, продукция которых, как правило, идёт на экспорт. В нашей стране рынок автожиров в силу многочисленных правовых ограничений в авиационной сфере, увы, ещё не созрел.
10. Автожиры можно использовать не только для развлечений, но и для пользы дела: например, для видео- и фотосъёмки, сельскохозяйственных работ и для деловых полётов в местах со слабой дорожной сетью. В годы Великой Отечественной войны такие летательные аппараты часто применялись для разведки и корректировки огня.
При подготовке заметки использованы материалы журнала «За рулём», энциклопедического ресурса «Википедия» и сервиса YouTube