От винта! Десять фактов об автожире

Об автожирах — сверхлёгких летательных аппаратах — сказано и написано многое. Но всё ли мы знаем об этой авиационной технике? Ниже приведены десять любопытных фактов о таких устройствах.

1. Название «автожир» образовано от греческих слов αύτός («сам») и γύρος («круг»). Также подобные летательные аппараты именуют гирокоптерами (англ. gyrocopter) или гиропланами (англ. gyroplane).

2. Автожир был изобретён в 1920 году испанским инженером Хуаном де ла Сиерва (Juan de la Cierva). Первый советский автожир был построен в 1929 году Николаем Камовым, тем самым, который впоследствии возглавил авиаконструкторское бюро и под руководством которого увидели свет знаменитые вертолёты «Ка».

От винта! Десять фактов об автожире

3. Внешне автожир напоминает вертолёт, однако принцип работы и механика полёта гироплана отличаются. Главное отличие: у автожира несущий винт (ротор) в полёте приводится в действие не двигателем, как у вертолёта, а набегающим потоком воздуха. Несущий винт, по сути, выполняет функцию крыла — он создаёт подъёмную силу и в полёте наклонён назад против потока, подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки.

4. Принцип свободного вращения (авторотации) несущего винта не позволяет автожиру зависать на месте или подниматься строго вертикально, как это делает вертолёт. Как следствие, для подъёма автожира в воздух необходима взлётная площадка для разбега и раскрутки ротора. Во многих современных автожирах имеется система принудительной раскрутки несущего винта перед взлётом — это позволяет сократить длину разбега до 30 метров.

От винта! Десять фактов об автожире

5. Кроме несущего ротора, автожир обладает ещё и тяговым винтом (пропеллером), который приводится двигателем постоянно и сообщает автожиру горизонтальную скорость.

6. В случае отказа тягового мотора или возникновения других проблем (кончилось топливо) автожир будет плавно спускаться вниз на авторотации. Это делает его одним из самых безопасных летательных аппаратов.

7. Существуют одно-, двух-, трёх- и даже четырёхместные модели автожиров, как с открытыми, так и закрытыми кабинами. Стартовая цена таких аппаратов начинается от 43 тысяч долларов США.

От винта! Десять фактов об автожире

8. Крейсерская (она же комфортная) скорость полёта большинства современных моделей автожиров составляет 120 км/ч, максимальная — около 180 км/ч. В зависимости от ёмкости топливных баков и полезной нагрузки дальность полёта достигает 400-500 километров.

9. Самыми массовыми в последние годы являются автожиры немецкой компании AutoGyro. В России разработкой таких летательных аппаратов занимаются несколько фирм, продукция которых, как правило, идёт на экспорт. В нашей стране рынок автожиров в силу многочисленных правовых ограничений в авиационной сфере, увы, ещё не созрел.

10. Автожиры можно использовать не только для развлечений, но и для пользы дела: например, для видео- и фотосъёмки, сельскохозяйственных работ и для деловых полётов в местах со слабой дорожной сетью. В годы Великой Отечественной войны такие летательные аппараты часто применялись для разведки и корректировки огня.

При подготовке заметки использованы материалы журнала «За рулём», энциклопедического ресурса «Википедия» и сервиса YouTube