Особое мнение: почему повальная «тиктокмания» — это плохо
В последнее время многие работающие в веб-индустрии компании не на шутку увлеклись выпуском собственных клонов популярной медиаплатформы TikTok, предназначенной для создания и просмотра коротких видео. В стремлении вскочить на подножку набирающего ход локомотива под названием «тиктокмания» и сорвать куш, cвои аналоги китайского продукта спешно выкатили на рынок YouTube (сервис Shorts), Facebook (Reels), Spotify (Discover), «Газпром-медиа» (Yappy), а также «Яндекс», интегрировавший ленту с клипами в «Дзен» и фирменное мобильное приложение. О планах потеснить TikTok и разработать нечто подобное сообщил Instagram. Подумывают о развитии соответствующего формата медиаконтента многие другие компании. И такая тенденция является пугающей.
Для того чтобы осознать всю «ненормальность» сложившейся ситуации, достаточно посмотреть на тот контент, который предлагают TikTok и его многочисленные последователи. В подавляющем большинстве случаев он абсолютно бессмыслен, лишён морально-нравственной составляющей, балансирует на грани дозволенного, разрушает культурный базис общества и пропагандирует деструктивные ценности среди молодёжи. Познавательные и развивающие видео с ценной информацией иногда встречаются, но они просто теряются в серой массе однотипных развлекающих роликов и не находят своего зрителя, а уж самобытных авторов, стремящихся придумывать идеи и создавать свой, отличный от других уникальный контент, можно пересчитать по пальцам одной руки. Складывается впечатление, что все публикуемые в подобных сервисах ролики минуют проверку модераторами, либо последние нарочито пропускают видеозарисовки с сомнительным содержанием. Больше бездумного и вирусного контента — больше просмотров и, соответственно, отдачи от рекламных блоков. Такова разрушающая сознание бизнес-модель «Тиктока» и его аналогов.
Свобода самовыражения приветствуется в любом демократическом обществе. Но часто формула «твори, что хочешь и без ограничений» даёт обратный негативный эффект, который мы наблюдаем на примере TikTok, YouTube Shorts, Facebook Reels и прочих подобных сервисов. В нынешнем виде все они выступают в качестве средства оболванивания современной молодёжи, утрачивающей нравственно-социальные ориентиры и навыки интеллектуального развития. Вот это больше всего пугает и расстраивает в данной ситуации.