Особое мнение: 10 самых раздражающих особенностей «Яндекс.Дзена»
Вот уже почти три года — с мая 2017 года — компания «Яндекс» активно развивает свой рекомендательный сервис «Дзен», использующий технологии машинного обучения и искусственного интеллекта на базе нейронных сетей для автоматического подбора наиболее подходящего для пользователя контента. Каждый день ленту «Дзена» читают больше 10 млн человек с разными взглядами и интересами, но так ли всё замечательно в данном сервисе? Приводим десять самых раздражающих особенностей этой информационной площадки.
Низкое качество контента. Самая большая беда «Яндекс.Дзена», являющая следствием большого количества авторов, использующих сервис не для обмена опытом, самовыражения своих мыслей и знаний, а для банального заработка денег. В погоне за лёгким заработком такие авторы стахановскими темпами выдают на-гора низкопробный и, зачастую, фейковый контент, сдобренный завлекающими заголовками.
Много дублированного контента. Вторая проблема «Дзена», являющаяся следствием первой. Коллектив авторов в сервисе большой, а творческих идей мало — вот и приходится копировать друг у друга, переписывая тексты на свой лад либо просто прогоняя их через Google-переводчик с русского языка на английский и обратно.
Вопиющая безграмотность авторов. Увы, но уровень знаний правил русского языка у большинства авторов в «Дзене» оставляет желать лучшего. У многих наблюдаются проблемы с правописанием, орфографией и пунктуацией. Этот факт сильно печалит и расстраивает.
Мешанина с подбором контента. Напичканные электронным разумом самообучающиеся алгоритмы «Яндекс.Дзена» довольно своеобразные: можно до бесконечности ставить публикациям лайки и дизлайки, а система упорно будет подкачивать в ленту контент, никак не соответствующий ожиданиям пользователя. Даже если в настройках профиля указать конкретную область интересов (например, IT, софт и интернет), сервис всё равно будет демонстрировать новости политики, рецепты блюд, женские дневники, заметки про воспитание домашних животных и несправедливость во всём мире.
Отсутствие функций геолокации. Свою лепту в путаницу с контентом вносит неумение «Яндекс.Дзена» определять местоположение пользователя, из-за чего в ленте нередко фигурируют различные региональные новости. Почему-то искусственный интеллект сервиса считает, что проживающему, к примеру, в Москве пользователю могут быть чрезвычайно интересны события местного значения в Томске или Уфе.
Исключительная навязчивость «Дзена». Если ранее сервис был представлен на главной странице поисковой системы компании, в виде мобильного приложения и интегрирован в браузер «Яндекса», то теперь от засилья блоков «Дзена» ни спрятаться, ни скрыться — они есть и на партнёрских ресурсах проекта, и даже в мессенджере Viber. «Дзен» всюду. Неудивительно, что аудитория сервиса уже приблизилась к 50 млн человек в месяц.
Много рекламы. Понятно, что целью любого коммерческого проекта является зарабатывание денег, но рекламных блоков в «Дзене» чрезмерное количество. Особо раздражающими являются рекламные блоки, стилизованные под обычные публикации в ленте.
Непонятное позиционирование сервиса. В «Яндекс.Дзене» всё смешано в одну кучу, и контент настолько сомнительного качества, что порой задаёшься философским вопросом: а кому это нужно? На кого рассчитаны созданные на скорую руку заметки с заголовками типа «Почему летает самолёт. Рассказывает пилот воздушного судна», «Сын подсказал как правильно варить пельмени, теперь делаю только так» и тому подобными? На какую аудиторию рассчитаны такие шаблонные публикации?
Внушительный список правил для авторов. Подключиться к платформе и создать свой канал в «Яндекс.Дзене» может любой желающий, но при этом следует чётко придерживаться правил сервиса, так как нарушение любого из них грозит блокировкой канала. В «Дзене» множество всевозможных ограничений — и это одна из главных причин, почему многие талантливые авторы обходят стороной эту площадку.
Непрозрачность платформы для авторов. По заверениям разработчиков, в «Дзене» всем управляет искусственный интеллект, логика работы которого нередко подвергается критике со стороны авторской аудитории. В числе основных жалоб: неправомерные блокировки каналов, сокращение количества показов и отсутствие внятных средств для мониторинга допущенных пользователем нарушений. По этой причине, кстати, многие перспективные авторы тоже со временем забрасывают свои каналы и уходят из «Дзена». Если задуматься, в этом решении есть здравое зерно.
Да очень много копирования. Всё гоняться, за деньгами, а не за знаниями.