Эксперт об особенностях пилотирования самолёта Ту-154

Советский трёхдвигательный среднемагистральный реактивный пассажирский авиалайнер Ту-154 разработки конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева — каков он был в деле? Своими воспоминаниями об этом самолёте, который в середине 1980-х годов был самым массовым лайнером в СССР, делится опытный пилот Алексей Кочемасов, более известный в авиационных кругах как «Лётчик Леха».

Алексей Кочемасов, больше известный как «Лётчик Лёха»

Видеозапись на портале YouTube с выступлением Алексея Кочемасова можно просмотреть по этой ссылке, ниже представлена текстовая расшифровка его выступления.

Я практически 10 лет отлетал на Ту-154 самых разных модификаций.

Что могу сказать? Самолёт сложный… Он действительно очень сложный. И в то же время это самолёт, который многое прощает. Он любит к себе уважительное отношение. То есть, он допускает некоторые ошибки пилотирования и может очень многое сделать в воздухе. Но он тебя предупреждает, что дальше делать не надо. И это предупреждение — оно очень короткое в этом самолёте.

При посадке Ту-154 очень строгий. С одной стороны, его можно и на малых скоростях сажать, и на больших скоростях, и с закрылками в одном положении, другом, третьем… Но нужно понимать, что ты делаешь, и как он себя ведёт в этих положениях.

Поэтому если сравнивать «Боинги» и Ту-154 (я не говорю сейчас об экономичности лайнера и его рентабельности), то в этих машинах подходы совершенно другие. Понятно, что аэродинамика одна и та же — законы физики одинаковые. Но наша отечественная «Тушка» в этом плане позволяла больше, чем позволял Boeing. Хотя американцы тоже не лыком шитые ребята, и они нигде в своих самолётах не запрещают что-то делать, что не касается конструктивных ограничений машины. У них везде фигурирует слово recommended, то есть, они рекомендуют, а дальше — как хотите. Тем не менее, исходя из тех эксплуатационных характеристик (хотя понятно, что Ту-154 это совершенно другой эпохи самолёт, его нельзя сравнивать с современными лайнерами), диапазон эксплуатационных возможностей нашего самолёта был намного выше по своему потенциалу.

Самое обидное, что Ту-154 не модернизировали до конца так, как американцы модернизируют свою авиационную технику. Взять, к примеру, тот же «Боинг 737» или «Боинг 727» — они ведь до сих пор летают с модернизированной авионикой и усовершенствованной электроникой… Ведь в своё время на Ту-154 проводили работы по модернизации закрылок, расширению площади стабилизатора, улучшению устойчивости и управляемости самолёта, но дальше этого дело, увы, не двинулось.

См. также: «Три категории людей, которые боятся летать на самолётах»