Стартовало строительство атомного ледокола «Россия». Рассказываем, чем он уникален

6 июля 2020 года на мощностях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края стартовало строительство первого сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», которому было присвоено название «Россия». Согласно условиям контракта ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году.

Государственным заказчиком ледокола является госкорпорация «Росатом», застройщиком — Федеральное государственное унитарное предприятие «Росатомфлот», единственным исполнителем контракта — судостроительный комплекс «Звезда». К 2033 году «Росатомфлот» планирует начать эксплуатацию трёх ледоколов этого проекта.

Стартовало строительство атомного ледокола Россия. Рассказываем, чем он уникален
Макет ледокола проекта 10510 «Лидер» (источник изображения: wikipedia.org)

Атомный ледокол «Россия» будет построен по техническому проекту центрального конструкторского бюро «Айсберг». Ключевым элементом судна станет ядерная энергетическая установка РИТМ-400 разработки ОКБМ им. И. И. Африкантова.

По заверениям разработчиков, судно проекта 10510 «Лидер» не имеет аналогов. Атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, а также проводку крупнотоннажных судов в восточном районе Арктики.

Стартовало строительство атомного ледокола Россия. Рассказываем, чем он уникален
Технические характеристики ледокола проекта 10510 «Лидер» (источник изображения: компания «Атомэнергомаш», aem-group.ru)

Характеристики атомного ледокола «Россия» действительно впечатляют. Из наиболее интересных выделим следующие технические особенности судна:

  • длина 209 метров, ширина 47,7 метра, водоизмещение 71 380 тонн, осадка 13 метров;
  • наличие двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая;
  • четыре четырёхлопастных гребных винта фиксированного шага;
  • мощность на валах — 120 МВт;
  • скорость хода — 22 узла (по чистой воде);
  • лёдопроходимость: 4,3 метра (максимальная) при скорости хода 2 узла и два метра при скорости хода 15 узлов;
  • ширина прокладываемого канала: 50 метров;
  • автономность судна по запасам провизии: 8 месяцев;
  • дальность плавания: неограниченная;
  • численность экипажа:127 человек;
  • период между перегрузками реактора: 5,7 лет;
  • срок эксплуатации: 40 лет.

Более подробные сведения о транспортном средстве можно найти на сайте ФГУП «Росатомфлот», занимающегося обеспечением эксплуатации и технологическим обслуживанием атомных ледоколов и судов вспомогательного флота.