ММВЗ 3.112.11 «Минск»

По дорогам Северного Урала колесит немало мотоциклов самых разнообразных моделей и производителей. В опорном крае державы в полной мере представлена продукция мотозаводов России и СНГ. Среди них — «ИЖи», «Восходы», «Уралы», порой можно встретить какой-нибудь «Днепр» мохнатого года выпуска. Но неизменным представителем всего семейства мототехники остаётся «Минск» или, как его тут любя величают, — «Козёл». О нём и пойдёт речь ниже.

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

Знакомьтесь: мотоцикл для сельской местности ММВЗ 3.112.11 «Минск» 1988 года выпуска, рабочий объем двигателя 125 см3, мощность двигателя 10 л.с. Приставку «для сельской местности» мотоцикл получил неспроста — от предыдущих моделей он отличается модернизированным двигателем (более тяговитым на низких оборотах), поднятым передним крылом, изменённой светотехникой, новым приподнятым глушителем и широким рулём с перемычкой.

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

За свои 15 лет «Минск» прошёл около 10 тысяч километров уральского бездорожья, был постоянным спутником выездов на природу, в лес за грибами, ягодами, кедровыми орехами. Он до сих пор остаётся на ходу, заводится что называется «с полпинка» (не в пример владельцам «Восходов» и «Сов»), многочисленные падения и годы эксплуатации не сломили бойцовского характера этого двухколёсного транспортного средства.

Немного об эксплуатации. Практически в первый же месяц пришлось отказаться от модного поднятого переднего крыла, поскольку при дождливой погоде вся дорожная грязь ровным слоем оседала на одежде водителя и двигателе мотоцикла. Проблема решилась установкой крыла от раритетного М106.

Позднее отказал электронный блок коммутатора, что находится под сиденьем. Проблема разрешилась заменой устройства на новое изделие. Кстати, мотоцикл оборудован новой светотехникой, 12-вольтовым генератором (у прошлых моделей «Минсков» были 6-вольтовые) и новыми импортными переключателями на руле, которые в отличие от российских (владельцы «ИЖей» поймут) не гремят и отлично выполняют свою работу.

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

Пару слов об указателях поворота. Непонятно, почему сейчас новые мотоциклы поставляются на рынок с пластмассовыми указателями? При езде по лесистой местности они часто цепляются за ветки и просто-напросто отламываются. Благо, что этому «Минску» достались ещё старые дюралевые указатели поворота, которые, на удивление, выдержали частые падения мотоцикла.

После одной из стоянок обнаружили мотоцикл лежащим на боку. Причина — поломка центральной подножки. В магазинах в то время такой ценной детали найти было невозможно, поэтому решили приварить к раме боковую подножку от мотороллера «Тулица». Позднее подножку всё-таки купили, и сейчас они отлично дополняют друг друга: при желании можно ставить транспортное средство на центральную (крайне неустойчивую из-за узкой ширины) или боковую подножку.

Однажды после наезда на злополучную кочку на лесной дороге отвалился рычаг переключения передач. Воспользовавшись плоскогубцами, переключили скорость и кое-как добрались до дома на 2-й скорости. Рычаг переключения вернули на место опять-таки с помощью сварки, правда, высший свет гаражных умов прочил недолгую эксплуатацию такой конструкции, но, тем не менее, всё до сих пор работает на ура.

После длительной эксплуатации от постоянных вибраций при движении по оставляющим желать лучшего отечественным дорогам приказало долго жить крепление, удерживающее номерной знак. После непродолжительной работы данный элемент заменили на самодельный, вырезанный из куска листовой стали. Теперь если крепёжная конструкция сломается, то только вместе с задним крылом.

Неоднократно менялось масло в задних амортизаторах. Из-за старости резиновые уплотнители пропускают масло, и амортизаторы постоянно «потеют». А недавно ещё потребовала замены пружина в правом амортизаторе — частые перегрузки мотоцикла сделали своё дело, и она сломалась. Обычное дело.

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

Мотоцикл ММВЗ 3.112.11 Минск

Хочется отметить, что при всех дорожных неприятностях за мотоциклом старались более-менее следить. Он прошёл обкатку, после которой даже не стали снимать ограничитель оборотов в карбюраторе, а только лишь подпилили его наполовину. Ежегодно меняли масло в коробке передач, бензин до сих пор заливаем размешанным с маслом в соотношении 20:1 (на десять литров бензина пол-литра масла). За всё время эксплуатации поменяли полностью резину, многочисленные сколы краски на «Минске» потребовали закраски.

При таком малом и зачастую несвоевременном техническом обслуживании «Козлик» и сейчас способен выдать на трассе заявленные паспортные 85 км/ч (по спидометру), заводится, как я уже говорил, с «пол-оборота» и уж тем более никогда не подведёт на разбитой лесной дороге.

Завершая свой рассказ, я бы хотел поблагодарить коллектив Минского мотовелозавода за такой отличный мотоцикл. Если даже на Северном Урале можно встретить мотоциклы этого завода 20-тилетней, а то и 30-тилетней давности, то, согласитесь, это свидетельствует о надёжности техники данной марки.