Подводные лодки ВМФ СССР и России. Проект 941
Вспоминаем историю создания отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Часть 5.
Посвящается памяти Попова Юрия Алексеевича, профессора, доктора технических наук кафедры 12, Московского инженерно-физического института (МИФИ). С 1958 года Ю.А. Попов являлся руководителем первой на кафедре и факультете института научной группы НИС-1, которая выполняла научно-исследовательские работы по оборонной тематике.
См. также:
- Проект 667А
- Проект 667Б
- Проекты 667БД и 667БДР
- Проект 667БДРМ
- Проект 949
- Проект 971
- Интересные факты
В ответ на развёртывание в Соединённых Штатах Америки крупномасштабной программы «Трайдент» (Trident), предусматривающей создание новой твёрдотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности, СССР ответил новым проектом.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) — проект 941 (шифр «Акула»), система «Тайфун», был укомплектован 20-ю ракетами стартовой массой 90,1 тонн с десятью боевыми блоками индивидуального наведения по 100 кт каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией, обеспечивающей круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 500 метров, максимальная дальность пуска ракеты превышает 10000 км. «Акула» — самая большая атомная подводная лодка в мире и занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Главным конструктором КЦВС — РБУС проекта 941 является Ярослав Афанасьевич Хетагуров. При модернизации ракетного комплекса, которая проводится при использовании инструментальной системы точного имитационного моделирования, созданной при участии НИС-1, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах. В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки ТАПЛ, предназначенные для перевозок грузов по кроссполярным подлёдным маршрутам. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек способен принимать до 100 тонн груза.
ПЛАРБ пр. 941 является носителем двадцати 3-ступенчатых твёрдотопливных межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с дальностью полёта более 8300 км и с десятью боеголовками индивидуального наведения. По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри лёгкого корпуса, покрытого противогидроакустическим покрытием, находится пять прочных обитаемых корпусов, два из которых, главные, расположенные параллельно друг другу, симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр — 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение торпедных аппаратов, устройств быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.
При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ — РПКСН.
Основные технические характеристики
Количество отсеков — 19.
Атомная энергоустановка. Атомная установка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью — 2 х 190 мегаватт и с мощностью на валу — 2 х 50000 л. с.
Ядерное оружие. 20 пуковых установок баллистических ракет РСМ-52 (SS-N-20).
Конструкторы. ЦКБ-18 («Рубин»), гл. конструктор — Ковалев С.Н.
Место постройки. АПЛ строились в г. Северодвинске с марта 1977 года по сентябрь 1989 года. Седьмая АПЛ разобрана на стапеле.
Места базирования на СФ. Все шесть АПЛ базируются в Западной Лице (губа Нерпичья).
Фотографии атомного подводного крейсера проекта 941
См. также: