Подводные лодки ВМФ СССР и России. Проект 667А

Вспоминаем историю создания отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Часть 1.

Посвящается памяти Попова Юрия Алексеевича, профессора, доктора технических наук кафедры 12, Московского инженерно-физического института (МИФИ). С 1958 года Ю.А. Попов являлся руководителем первой на кафедре и факультете института научной группы НИС-1, которая выполняла научно-исследовательские работы по оборонной тематике.

См. также:

Введение

Советский Союз, пытаясь не допустить одностороннего усиления своего геополитического соперника, с 1967 по 1972 годы создал и поставил на вооружение 30 ракетных подводных крейсеров 2-го поколения (проекта 667А). На каждой ПЛАРБ размещалось 16 баллистических ракет с боевой частью в 1 Мт или 3-мя раздельными боевыми частями по 200 кт.

Подводные крейсеры получили боевую информационно-управляющую систему (БИУС «Туча») — первую отечественную многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия, осуществляющую сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.

Главным конструктором усовершенствованной ПЛАРБ проекта 667А (шифр «Навага») был назначен С.Н. Ковалев — создатель практически всех последующих советских стратегических ракетных атомоходов.

подводная лодка
Проект 667А глазами виртуальной реальности

Для предотвращения провалов на большую глубину, способных привести к катастрофе (как полагают, это явилось причиной гибели американской АПЛ «Трешер»), на ПЛАРБ проекта 667А впервые была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблём по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система «Керчь», служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М. Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1-20 км.

Описание, история создания и службы

В 1958 году ОКБ-18 начало работу по созданию новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами. На начальной стадии рассматривалось два варианта лодки с различными типами баллистических ракет — комплексом Д-4 с ракетой Р-21 и комплексом Д-6 с твердотопливной ракетой, которая находилась в стадии разработки. Главным конструктором новой ПЛАРБ был А.С. Кассациер.

Определённые трудности при проектировании возникли в связи с конструкцией пусковых шахт для ракет. Первоначальный дизайн предусматривал размещение восьми пусковых шахт, которые в походном положении располагались горизонтально, а перед запуском разворачивались на 90° в вертикальное положение.

Впоследствии конструкция шахт была полностью изменена, и они стали располагаться вертикально, а вместо первоначально рассматривавшихся пусковых ракетных комплексов был выбран комплекс Д-5 с ракетой Р-27. Новым главным конструктором проекта, получившего обозначение 667А стал С.Н. Ковалёв.

РПКСН проекта 667А

Внешние обводы лодки были выбраны так, чтобы обеспечить минимальное сопротивление при движении под водой. В отличие от предшественников, горизонтальные рули располагались на рубке корабля. Прочный корпус цилиндрической формы разделялся на 10 отсеков и имел внешний диаметр 9,4 м.

РПКСН пр. 667А несли пусковой ракетный комплекс Д-5 с 16-ю ракетами Р-27, имевшими дальность пуска около 2400 км. Ракеты располагались позади рубки в два ряда в 4 и 5-м отсеках. Запуск мог производиться на глубине 40-50 метров при скорости движения до 3-4 узлов. Ракеты запускались четырьмя залпами по 4-е ракеты в каждом, интервал между запуском ракеты в залпе составлял 8 секунд, а подготовка к пуску ракет занимала 8 минут. После каждого залпа лодке требовалось 3 минуты для возвращения на пусковую глубину, а между вторым и третьим залпами 20-35 минут уходило на перекачку воды из цистерн в пусковые шахты.

Главная энергетическая установка включала два отдельных модуля (левого и правого борта), каждый из которых включал реактор водоводяного типа и независимый турбозубчатый агрегат. Максимальная скорость в подводном положении составляла 27 узлов. Вспомогательные двигатели использовались для обеспечения торпедных стрельб, для аварийного энергоснабжения и как запасные двигатели при нахождении лодки в надводном положении.

Проект 667АТ «Груша»

Для снижения шумности использовались специальные малошумные винты, прочный корпус покрывался звукопоглощающим, а лёгкий — противогидролокационным резиновым покрытием. Фундаменты под главной и вспомогательной двигательными установками также изолировались слоем резины.

РПКСН проекта 667А оснащались боевой информационно-управляющей системой «Туча», которая обеспечивала приём данных на глубине до 50 метров при помощи всплывающей антенны «Параван». Первые четыре лодки серии оборудовались навигационной системой «Сигма», последующие — системой «Тобол» — первой советской навигационной системой, использовавшей данные, получаемые со спутников. Эта система обеспечивала надёжное получение навигационной информации в арктическом и тихоокеанском регионах, а также постоянную боеготовность ракет в районах высоких широт вплоть до 85°.

Первая лодка проекта 667А, получившая тактический номер «К-137», была спущена на воду в 1964 году на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск. В июле 1967 г. «К-137» завершила испытания и в конце 1967 года вошла в состав Северного флота. В период между 1967 и 1974 годами было построено 34 РПКСН проекта 667А — 24 в Северодвинске и 10 в Комсомольске-на-Амуре. В НАТОвской классификации лодки пр. 667А получили наименование Yankee.

Ракетный подводный крейсер пр. 667А

В 1972-1983 годах РПКСН пр. 667А были переоборудованы под ракетный комплекс Д-5У и ракеты Р-27У, имевшие больший радиус действия — до 3000 км и способными нести наряду с моноблочной головной частью разделяющуюся головную часть с 3-мя боеголовками мощностью по 200 килотонн. Модернизированный вариант получил обозначение «проект 667АУ».

В 1967 году первые РПКСН пр. 667А вошли в состав 31-й дивизии стратегических подводных лодок, которая базировалась в Сайда-губе. В конце 1960-х годов 19-я дивизия стратегических АПЛ была также оснащена лодками этого проекта. Обе эти дивизии образовали часть 12-й эскадры подводных лодок, которая в декабре 1969 г. была преобразована в 3-ю флотилию подводных лодок.

Две дивизии РПКСН пр. 667А, находившиеся в составе Тихоокеанского флота, — 8-я и 25-я — базировались на Камчатке. В середине 1970-х соединение лодок проекта 667А было переведено в Павловск.

В мае 1974 г. возле военно-морской базы в Петропавловске произошло столкновение одной из лодок пр. 667А с американской АПЛ «Пинтадо» (SSN-672, тип «Стерджен») на глубине около 65 м. Советская субмарина получила незначительные повреждения.

3 октября 1986 г. на борту РПКСН пр. 667АУ «K-219» произошёл взрыв с последовавшим за ним пожаром. Лодка располагалась 970 км восточнее Бермудских островов. Экипаж был вынужден поднять лодку на поверхность и заглушить реакторы. В результате этого инцидента погибло 4 члена команды. Предпринимались попытки буксировки лодки, но 6 октября 1986 года её пришлось затопить на глубине 5500 м. ВМС США официально никак не комментировали произошедшее, относя это к следствию несчастного случая. Эта же точка зрения — несчастный случай или непредвиденная авария — излагалась в вышедшей книге «Враждебные воды», которая описывала гибель «К-219», и одноимённом фильме студии «Эйч-Би-О» (НВО). США категорически отрицали причастность какой-либо американской подводной лодки к случившемуся на «К-219» или какие-либо действия ВМС США, приведшие к аварии и потере советской подлодки.

В период 1979-1994 годов все РПКСН пр. 667АУ были выведены из состава флота, их ракетные отсеки вырезаны в соответствии с советско-американскими соглашениями о сокращении вооружений. За время службы лодки этого проекта 590 раз совершали выходы на боевое патрулирование во всех районах мирового океана. Две первые лодки были выведены из боевого состава в 1979 году, 2 — в январе 1980-го, одна — в январе 1981-го, две — в январе 1982 года, одна — в ноябре 1982 года, одна — в июне 1983 года, одна — в январе 1984 года, две — в апреле 1985-го, ещё две — в марте 1986-го, две — в 1987 году, остальные — в 1988 и 1989 годах.

Некоторые из РПКСН пр. 667А были переоборудованы для выполнения других задач.

В 1977 году РПКСН «K-140» был переоборудован под ракетный комплекс Д-11 с первыми советскими твёрдотопливными баллистическими ракетами морского базирования Р-31 по проекту 667АМ (по классификации НАТО — Yankee II). 12 ракет P-31 могли запускаться с глубины до 50 м. Торпедные аппараты могли перезаряжаться менее чем за одну минуту с использованием «сухого» способа пуска. Подводное водоизмещение лодки возросло до 10000 тонн. На РПКСН пр. 677АМ была поставлена новая КЦВС-РБУС, созданная под научным руководством лауреата Ленинской премии, профессора Я.А. Хетагурова. Научная группа НИС-1 также принимала участие в модернизации данной КЦВС-РБУС.

РПКСН «K-420» была переоборудована для испытаний крылатых ракет 3м-25 «Гром» ракетного комплекса «Метеорит-М». Переоборудование производилось по проекту 667М «Андромеда» (по классификации НАТО — Yankee SSGN или Yankee Sidecar). Длина и ширина лодки были увеличены до 153 и 15-16 метров соответственно. Снаружи прочного корпуса расположили 12 ПУ ракет 3М-25. Работы начались в декабре 1982 года, а в декабре 1983 г. состоялись первые пуски крылатых ракет.

Ракетный подводный крейсер пр. 667АT

В период 1982-1991 гг. три лодки проекта 667А («К-253», «К-395» и «К-423») были переоборудованы по проекту 667АТ для размещения крылатых ракет РК-55 «Гранат», для чего у подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под углом к диаметральной плоскости корабля, из которых производился запуск КР. Водоизмещение составляло около 10000 тонн, длина была увеличена до 140 метров. По классификации НАТО эти лодки получили обозначение Yankee Notch.

В 1979-1984 годах РПКСН «K-403» была переоборудована по проекту 09780 в атомную подводную лодку-лабораторию (обозначение НАТО — Yankee Pod.). Вместо ракетного вооружения она была оснащена радиолокационным и гидроакустическим оборудованием.

В 1990 годах РПКСН «K-411» была переоборудована по проекту 09774 (Yankee Stretch) в носитель сверхмалых подводных лодок «КС-411».

В период с 1988 по 1994 гг. большая часть переоборудованных лодок пр. 667А были выведены из боевого состава флота. «К-411» (пр. 09774) и «К-420» (проект 667М) продолжают нести службу, возможно в составе флота остаются также «К-395» (пр. 667АТ) и «К-403» (пр. 09780).

См. также: