Подводные лодки ВМФ СССР и России. Проект 667Б
Вспоминаем историю создания отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Часть 2.
Посвящается памяти Попова Юрия Алексеевича, профессора, доктора технических наук кафедры 12, Московского инженерно-физического института (МИФИ). С 1958 года Ю.А. Попов являлся руководителем первой на кафедре и факультете института научной группы НИС-1, которая выполняла научно-исследовательские работы по оборонной тематике.
См. также:
Добиваясь военного превосходства над СССР, американские ВМС с 1970 по 1974 гг. срочно заменили на 31-ой ПЛАРБ типа «Лафайет» (Lafayette) ракеты «Поларис» на новейшие ракеты «Посейдон» С-3 с разделяющейся головной частью и боевыми блоками индивидуального наведения (10 боевых блоков по 50 кт) с дальностью полёта 4600 км. Это решение следует признать очень эффективным с экономической стороны. Соединённые Штаты Америки, не строя новых лодок, за четыре года увеличили количество боевых ядерных зарядов до 4960.
«Русский ответ» был адекватен. На крейсер 667-го проекта поставили 12 более мощных ракет Р-29 с дальностью стрельбы до 7800 км, при этом пришлось сократить число ракетных шахт с 16 до 12. Новый подводный крейсер получил проектный номер 667Б. Серия из 18 ПЛАРБ была построена с 1972 по 1977 гг.
При управлении ракетным оружием был впервые реализован ряд важных технических решений. Для управления ракетным оружием была впервые применена автономная корабельная цифровая вычислительная система (КЦВС) «Альфа» на базе морского вычислительного устройства МВУ 103 «Азов», решающая задачи предстартовой подготовки и ракетной стрельбы и обеспечивающая старт всего боекомплекта (12 БР) в одном залпе. Впервые подготовка и пуск проводились в автоматическом режиме. Впервые в морском ракетостроении на ракету была поставлена бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ).
Впервые в мире для обеспечения необходимой точности при возросшей дальности стрельбы инерциальная система управления ракетой была дополнена системой азимутальной астрокоррекции, позволяющей по звёздам уточнять положение ракеты в пространстве и корректировать её движение.
Впервые в мире для РПКСН 667Б была создана система защиты ракет от несанкционированных действий. Пуск происходил только после получения на борт АПЛ приказа Верховного главнокомандования.
Впервые в мире ракетный комплекс РПКСН 667Б стал всеширотным ракетным комплексом, обеспечивая запуск из любой точки мирового океана и попадание в цель с круговым вероятным отклонением (КВО) 1500 м.
За этот конкретный вклад в обороноспособность страны и последующее развитие работ главный конструктор Я.А. Хетагуров был награждён Ленинской премией и назван в книге: Российская наука — Военно-морскому флоту (М.: Наука, 1997) в числе …выдающихся учёных…, принимавших активное участие …в создании баллистических ракет и ракетных комплексов, составивших основу морских стратегических ядерных сил… (стр. 297).
Развитие советских стратегических подводных ракетоносцев второго поколения шло, в первую очередь, в направлении повышения дальности их ракетного вооружения. Новый ракетный комплекс Д-9, находящийся в разработке с 1963 года, должен был обладать дальностью в три раза большей, чем Д-6. Возможности устанавливаемого на лодку навигационного комплекса не обеспечивали требуемой точности стрельбы ракетой, имеющей традиционную инерциальную систему наведения. В результате В.П. Макеев совместно с руководителями НИИА, НИИАП и НПО «Геофизика» приняли решение о создании бортовой системы азимутальной астрокоррекции.
Дальнейшее совершенствование системы управления ракетной стрельбой позволяло в пять-семь раз сократить время предстартовой подготовки и, что особенно важно, обеспечить старт всего боекомплекта в одном залпе.
Средства радиосвязи, на более ранних проектах атомных подводных лодок являвшиеся «набором» различных систем, на новой лодке впервые были интегрированы в единый комплекс. Корабль (также впервые) получил и автоматическую систему космической связи «Молния-1». Как и на лодках проекта 667А, на новом атомоходе установили гидроакустический комплекс «Керчь».
Корабль получил новую боевую информационную управляющую систему. Впервые на отечественных подводных лодках на проекте 667Б для управления ракетным оружием была применена автономная корабельная цифровая вычислительная система (КЦВС), решающая задачи ракетной стрельбы. Весь ракетный боекомплект подводной лодки мог быть выпущен в ходе одного залпа.
Корабль оснащался БИУС «Восход» с корабельной цифровой вычислительной системой «Альфа», решающей стрельбовые задачи.
Пуск ракет мог выполняться из подводного положения с глубины 55 метров при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как залпом всего боекомплекта, так и одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба как из подводного, так и из надводного положения, а также при нахождении корабля в базе (такая возможность обеспечивалась межконтинентальной дальностью ракеты). Предстартовая подготовка и производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Если для комплекса Д-5 широта точки старта ограничивалась 85°, то Д-9 стал первым в мире всеширотным ракетным комплексом.
Казалась, биография «Мурен» окончательно завершилась. Однако неожиданно у этих кораблей появилась перспектива «второго рождения». На одном из последних заседаний Совета безопасности России, состоявшемся в конце 1999 года и проходившем под руководством Владимира Путина, было рассмотрено, получило одобрение и предложение об использовании выведенных из боевого состава флота РПКСН в качестве грузовых подводных судов для использования в Арктике.
Реализация идеи арктической подводной магистрали для транспортировки твёрдых и жидких грузов уже ведётся по нескольким направлениям. В конце ноября 1999 года между Центром российского атомного подводного судостроения (ГРЦАПС) и РАО «Норильский никель» было подписано соглашение о переоборудовании нескольких списанных атомных подводных лодок, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты.
Другой договор, подписанный генеральным директором ГРЦАПС Давидом Пашаевым и генеральным директором ЦКБ «Рубин» Игорем Спасским, предусматривает разработку проектов переоборудования в подводные транспортные суда выведенных из состава ВМФ РПКСН, а также новых транспортных АПЛ специальной постройки.
В подводные транспорты намечено, в первую очередь, трансформировать корабли проектов 667Б и 667БД, имеющие ракетные отсеки объёмом более 1000 кубических метров. При замене этих отсеков на специальные грузовые ёмкости в них можно перевозить до 2000 тонн грузов.
Практическая реализация проекта создания транспортных атомных подводных лодок (ТАПЛ) позволит на ближайшие 10-15 лет отложить болезненный и дорогостоящий процесс утилизации почти двух десятков РПКСН, заставив эти корабли «зарабатывать деньги».
Использование ТАПЛ позволит активизировать работы по освоению подводных нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе российского сектора Арктики, а также возродить Северный морской путь, переживающий сегодня далеко не лучшие времена.
Идея проекта 667Б получила достойное развитие в новых проектах 667БД и 667БДР, а также в РПКСН 3-го поколения 667БДРМ.
Создание автономных ракетных боевых управляющих систем в ограниченное время для трёх проектов новых АПЛ, отличающихся возрастанием сложности боевых задач, использованием нового технического оснащения и более совершенных БР, потребовало разработки новых средств проектирования. Эти средства были необходимы для выбора и обоснования архитектуры КЦВС, а также разработки и отладки больших объёмов ПО за короткое время.
Для этого на базе НИС-1 кафедры 12 МИФИ была создана межкафедральная научная группа, объединившая разработчиков трёх кафедр, которыми руководили: от кафедры 12 — Ю.А. Попов, от каф.29 разработчиками руководил В.В. Золотарёв, группу разработчиков от каф.17 возглавлял В.М. Кирюхин.
Межфакультетской группой совместно с отделом 033 НПО «Агат» был реализован крупный научно-практический вклад в методику проектирования КЦВС — РБУС и БИУС. Была создана новая технология проектирования, поддерживаемая инструментальными системами имитационного моделирования (ИСИМ), позволяющими реализовать виртуальные вычислительные средства и объекты проектирования. От НПО «Агат» начальник отдела А.В. Половиков и заместитель начальника отдела Р.И. Власенко разработали техническое задание на ИСИМ.
См. также: